АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ УГЛАНОВ (живопись)

В современной России, да и во всем белом мире, лишь несколько художников посвятили себя изучению и воссозданию образа темы древнейшей Руси – Руси Гиперборейской! Среди них тверской художник-живописец Угланов Александр Борисович. Угланов уже состоявшийся мастер станковой живописи. Его сказочные картины уже можно было увидеть в подлинниках на лучших коллективных выставках по славянской тематике. Это музей Москвы , школа искусств им Балакирева, музей Константина Васильева, Манеж, на международных выставках в Греции и в Белоруссии.

Александр Борисович Угланов.

Вот пришло время осмыслить творчество А.Б.Угланова как индивидуальный своеобразный и неповторимый мир. Александр Борисович Угланов родился в 1960 г в городе Тверь. В 1979 г окончил художественное училище им. Веницианова под руководством педагога В.И. Бурова. 

Опытный мастер учил своих последователей строгим канонам академического искусства, как основой станковой живописи, а вместе с тем способствовал развитию индивидуального таланта художника. Молодой художник пробовал разные стили и формы, у него есть портретный класс жанра, романтические видения, экзотические сюжеты, сложные сюрреалистические композиции. Уже с первых персональных вставок талант художник был оценен по заслугам. 

Отмечались его мастерство как живописца, глубокая любовь к родной природе, к истокам Руси, его искренность и добрая ирония. Последовали заказы в другие города и страны. Постепенно художник находит свою тематику и формирует свой авторский стиль.

Сосредотачивается на Руси гиперборейской и ведической, более близкое нам по духу, пространству и времени. Появляются серии фольклорных образов: «Князь Словен», «Ведунья», «Банник», «Туманы Гардарики», «Святилище леса», «Искушение». Пред нами предстает строгая природа северной Евразии с ее дремучими лесами и чистыми реками. В эту суровую природу вписывается деревянное зодчество наших предков. Воспроизводится исконно Русский мир с его фантазиями в духе сказочных теремов. Изучение родных истоков привело Александра Угланова к постижению тайн священного знания, что делает его творчество на несколько уровней выше современных поделок «а-ля рус». 

На полотнах художника мы встречаем Волхвов, мудрых дев на празднике Ивана-Купалы, образ Морены на народных святках. Одно из лучших полотен называется «Веда». Здесь представлена целая философия Шактизма, матриархального культа дохристианской эпохи. Из ствола Мирового древа выступает Великая Матерь, олицетворяет женские божества из жриц Берегинь – хранительниц арийской традиции. Богиню окружают священные животные Гипербореи - медведь, олень и лебедь. В центре полотна начертаны символы Триглава и руна Одала. Пред нами уже произведение зрелого мыслителя и мастера, достойно представляющего Русское возрождение начала 21 века. Новая школа Славяно-арийского искусства, над которой мы трудились несколько десятилетий, возрождается и зреет на глазах! Русь Гиперборейская обретает все более зримые черты, превращается из Прародины в среду нашего современного обитания – в Наш РОДной Дом!

Берегиня Карна

Она же покровительница всех новых рождений и человеческих перевоплощений. Карна дарует каждому человеку право избавиться от совершенных в своей жизни ошибках, неблаговидных поступков, выполнить свое предназначение, уготованы высшим богом рода. К ней обращаются, для выправления судьбы, чтобы встать на свой путь.
Источник: http://zarenica.net/catalog/uglanov-aleksandr
Берегиня Лада (Роженица)

Лада - Роженица покровительница семейного очага, матери и детей, вдов и сирот.
К Ладе обращались за благословлением на крепкий Союз, на рождение здоровых детей, на благополучие в доме. Она хранительница семейного очага. Лада незримой теплой вуалью покрывала охраняет Ваш дом, Вашу семью, Ваших детей.

Берегиня Святой Руси

Берегини Хранительницы Земли, несут в Проявленный Мир нашей реальности баланс и гармонию.

Веда

Гиперборея

Девы Д'Арии

Заря Зареница

На солнечном берегу

Новолетие

Новолетие - начало активизации всех светлых сил и энергий. Картина – оберег даёт возможность использовать эту энергию во благо для обновления, преобразования, улучшения жизни, здоровья, отношений.

Охота князя Словена

Покров

Покров - тоже, что и покровительство, заступничество, защита. Оказывает покровительство, поощрение чему-нибудь, создаёт благоприятные условия для какой-либо деятельности.

Пробуждение

Путь в Асгард

Род

Святилище

Святой Источник

Слава Роду Твоему

РОД - это семья, проявленная во всех поколениях во всех временных аспектах. Род воплощают в себе силы созидания и разрушения, их цель - поддержания вечного баланса, движения и развития.

Соль Земли

Соль земли это те, кто придает вкус и смысл жизни, сама суть, душа народа, сильные, добрые, надежные, люди, любящие свой народ и свою землю. Через данную картину оберег идет настрой на осознание просветления, пробуждается родовая память.

Храм Солнца

Хранительница Пути

Сбиться с пути означает быть вырванным из самой реальности. Кошмарная вечность непостижимого ужаса ожидает каждого, кто оступится в пустоту из-за своей оплошности. Хранительница пути — ангел-хранитель тела и души на пути их совершенствования.

ТВЕРСКАЯ СКАЗКА

Источник: rodnoverie.org

Александр Борисович Угланов из тех, кого сегодня называют славянскими художниками, художниками-сказочниками. По мановению его волшебной кисти на холсте просыпаются забытые легенды глубокой старины: исчезнувшая Атлантида, загадочная Гиперборея, славянская Русь.

Родился Александр Борисович 23 апреля 1960 года в Твери, родной город не покинул – живёт там до сих пор. С детства рисовал сказочных героев, о которых рассказывали ему книги. Сегодня он, свободный художник Александр Борисович, сказочным образом совмещает профессию и Призвание. Читателям работы художника должны быть хорошо знакомы: его картины долгое время были частью экспозиции музея Константина Васильева, Александр Борисович – один из участников недавно прошедшей выставки «Славянские видения» в Москве, кроме того, именно картиной Александра Угланова была украшена обложка второго номера нашего журнала. Вы не найдёте об Александре Борисовиче никакой информации в Интернете или других изданиях, в сети не встретишь работ этого художника – он человек не публичный. Отчего нам вдвойне приятно приоткрыть для вас завесу тишины и неизвестности над жизнью и творчеством этого поистине уникального человека и художника. 

Александр Борисович, откуда к вам приходят сюжеты ваших картин? Где источник вашего вдохновения?

Это приходит откуда-то сверху.  Эти сюжеты у всех нас в генах. Когда начинаешь придумывать или искать образ, начинаешь Видетькаким-то шестым чувством, эти образы сами просыпаться начинают. Это что-то вроде родовой памяти. Источника как такового нет: сам момент творчества сложно объясним – можно прочитать много книг, но найти идею будущей картины можно в одной строке.  Сюжеты появляются по-разному: человек одно слово сказал – а этого достаточно; видишь на улице дерево, и его ветка может стать тем толчком для создания сюжета, который так долго обдумывал. Я отталкиваюсь не от общего, а от деталей, может, поэтому так получается. Часто вдохновение черпаю из научных книг по истории, археологи, и историки в целом откапывают что-то, ищут и пишут на основании исторических фактов свои труды, а художнику достаточно быть птицей и смотреть на всё (и на историю в частности) сверху. Сверху деталей не видно, просто образы видишь. Они-то и становятся сюжетами.

У вас есть художественное образование?

Да, в свое время я закончил наше, тверское художественное училище.

Кого из художников Вы считаете своим учителем, на кого равнялись в студенческие годы?

Когда ты учишься, у тебя возникают естественные вопросы: как добиться определенного цвета, как составить композицию и т.п. Учились этому далеко не всегда по учебникам. В училище у нас был такой предмет – история искусств. Вот там нас знакомили с художниками-классиками от Леонардо да Винчи до Врубеля. Мы смотрели работы этих художников, пытались их копировать, пытались приблизиться к их технике. Так накапливался опыт.

Учителя как такового не было. Когда видел работы Васнецова, Васильева, что-то внутри просыпалось, виделось мне в этих картинах что-то родное и близкое, но подражать им никогда не стремился.

А современное искусство пробуждает какие-то позитивные эмоции?

Прежде чем вырабатывать собственную манеру, надо научиться классическому рисунку. У многих современных художников очень своеобразные идеи и манеры письма: допустим, выдавил тюбик, продавил всё полотно мазками – непонятно, что получилось. Нет, по-своему это красиво, подобное творчество больше подходит декоративному, хотя в этом мире всё относительно.

В студенческие годы создание таких полотен для нас было игрой, а не средством художественного самовыражения. Я тоже прошел через разные манеры, техники, но то, что мы видим на выставках современного творчества – это не совсем то искусство, к которому надо стремиться. Человек, приходя в галерею, должен остановиться, картина должна завораживать, в ней должна быть тайна или предчувствие её. А все эти звуки, мини-фильмы, инсталляции – всё это лишь прикрывает и отвлекает зрителя от восприятия. Меня всё это особо не притягивает, нет интереса знакомиться ближе. Придти посмотреть, чем нынче живет новое поколение художников можно, но подобный стиль самовыражения – это не моё.

А как Вы оцениваете произведение искусства? «Нравится – не нравится» или пользуетесь общественными нормами морали и правилами, которые дают всё-таки надсубъективную оценку?

Пришел, увидел – и твоё «понравилось – не понравилось», твоё первое впечатление – это и есть верная оценка. Художники – люди в этом плане испорченные, живопись – их профессия, они оценивают картины совсем по-другому: композиция, цвет, техника. Если же смотреть на живопись с точки зрения эмоции, то тут всё субъективно: кому-то «Черный квадрат» Малевича нравится, но это всё подложка текстовой философии, простой человек подойдет к «квадрату» и он ничего не поймёт, подобные картины – для определённого круга людей. А для меня оценка – это ощущение, хорошее или плохое. По сути, техника совсем не важна.

Значит, Вы рисуете для других? А для себя? Или творчество для народа всё-таки удовлетворяет какую-то долю тщеславия?

В первую очередь, всё начинается от себя. Если ставить задачу рисовать для людей и ориентироваться на вкусы других, никогда ничего не напишешь. Я рисую для души. Я не думаю, понравятся мои картины или нет.

Как реагируют Ваши близкие на выбранную Вами тематику картин?

По-разному. Моя тематика некоммерческая, поэтому приходится время от времени рисовать на заказ всяко разно: пейзажи, уже надоевшие цветочки в вазах... Когда показываю свои работы на мифологическую тематику, люди реагируют по-разному: кто-то восхищается, кто-то говорит, что, мол, нравится, но нам бы пейзажик, так как в современную квартиру эта тематика не вписывается. Но всё относительно.

Значит, по-Вашему, древность и современность могут сосуществовать рядом?

Могут, конечно, и именно так и должно быть. Так и надо. Несмотря ни на какие препятствия, русские люди всё равно идут к возрождению своей памяти. Люди соскучились по этой теме, они чувствуют пустоту, провал внутри себя, и наконец-то у них просыпается желание занять этот вакуум, и не чем попало, а вернуть на место давно утраченные вещи.

С кем из коллег по цеху общаетесь?

В первую очередь с Всеволодом Ивановым. Постоянно с ним общаемся: мы вместе оканчивали училище, до сих пор дружим. Разумеется, и с другими коллегами происходит общение, но это общение в другом.

У Вас есть любимая сказка или любимый сказочный герой?

Я себе такой вопрос даже не задавал. Для меня сказка – это древние цивилизации. Просто, может быть, само название «сказка» для меня – это история. Сказка всегда переходит в реальность. Наше прошлое – по сути, одна большая сказка.

А современному человеку, вообще, нужны мифы и сказки?

Всё зависит от того, что у человека в голове. Есть люди, которые появляются на свет, и их души воспитывают так, что они должны заработать столько, накопить столько, им не нужно прошлое, главное – чтобы была дача, квартира, машина. Поэтому части современных людей это действительно не нужно. Но есть такие, как мы с Вами, которых это интересует – история нашей Семьи, нашего Рода. Единого пути в познании прошлого не существует: кто-то Гиперборею ищет, кто-то картины пишет, – у всех разные дороги, но цель одна. Для нормального человека знать сказки, мифы своего народа так же естественно, как каждый день есть, спать. Каждый должен знать, где он живёт, должен знать историю страны.

Посмотрите на Японию: там у них это всё из века в век закреплено, они и живут по-другому, а у нас многие забыли свои корни. Но дух русского человека – он жив, у каждого из нас есть цель в жизни, и все мы её пытаемся достичь. Художественный талант – это дар, не каждому дано быть художником.

В чём ваше предназначение как художника?

Философские и высокие слова – «дар», «предназначение». Я ещё сам не до конца определился в жизни. Но у художника есть шанс через свое творчество как бы приоткрыть собственные глаза, распознать себя, разобраться в себе и в своем пути.

Разве не такую возможность называют избранностью?

Я не могу даже определиться, призвание это или работа. Мне дано это сверху, а значит, я должен этим заниматься. Дар – это обязанность.

Вы смотрите телевизор?

Телевидение – хорошее изобретение, но у людей есть плохая привычка смотреть всё подряд. Это печально.

О Вас и о вашем творчестве ничего нет, никакой информации в СМИ и Интернете. Вы намеренно «прячетесь» от людей?

Я хочу сделать большую выставку, но для этого нужно наработать большее количество картин, нежели есть сегодня, и уж потом «выходить в люди». Все свои картины я не продаю, они для меня слишком дороги, но готов сделать авторскую копию.

Интервью провела Анна Кошанова
Журнал "Родноверие" № 2(3) 2010

Теги: