Возвращение к первозданной духовности

Удивительны, неожиданны, трогательны
в своей наивности евангельские образы,
написанные католическим священником
Джоном Джулиани.
В его работах христианские святые,
Спаситель и Дева Мария,
и даже сам Творец предстают
с узнаваемыми чертами коренных жителей Америки – индейцев.
 

     Удивительны, неожиданны, трогательны в своей наивности евангельские образы, написанные католическим священником Джоном Джулиани. В его работах христианские святые, Спаситель и Дева Мария, и даже сам Творец предстают с узнаваемыми чертами коренных жителей Америки – индейцев. Что побудило художника и священника выбрать именно такой способ изображения святых?..

   Сын итальянских иммигрантов, Джон Джулиани рано заинтересовался живописью, и это привело его в Институт Пратта в Нью-Йорке (одно из ведущих учебных заведений в области искусства). Вскоре, правда, его тяга к духовному поприщу взяла верх. В 1960 году Джон был посвящён в сан, и главным содержанием его жизни стал труд пастыря и преподавание. Обладатель магистерской степени по классической литературе и искусству, теологии и американистике, он ещё занимался и преподаванием этих дисциплин. Однако и увлечения своего живописью отец Джон не оставил, решив и этим занятием служить Богу. Он брал уроки у русского иконописца Владислава Андреева и изучал древние традиции иконописи.
   Пастырский труд, постоянное общение со своими прихожанами – аборигенами вывели его на необычный путь в искусстве.  Христос Милосердный  
   В 1980‑е годы отец Джон начал рисовать христианских святых в образах, типичных для различных племён и народов Америки.
   Объясняя этот свой подход, Джулиани говорит: «Как католический священник и сын итальянских иммигрантов, я несу на себе бремя этических и религиозных преступлений, совершённых моими предками по отношению к коренным жителям Америки. Многие из них обратились в христианство, но при этом утратили свои культурные корни. Я же намерен, изображая христианских святых в таком стиле, признать и почтить первозданную духовность индейских народов».
   Кстати, о духовной связи индейцев с христианами, об их единстве говорил несколько лет назад Папа Римский Бенедикт XVI: «Коренные жители Америки внутренне искали Христа, не осознавая этого, и охотно приняли Дух Святой».
   В 2007 году отец Джон получил премию Матери Терезы за достижения в области религиозного искусства. Его полотна находятся во многих церквах и организациях США, они выставлялись в знаменитых музеях, десятки их в частных коллекциях. Джон Джулиани в память о родителях создал фонд, поддерживающий развитие религиозного искусства в США.
   Работы Джона Джулиани привлекают зрителя своей особой энергетикой. Мы остановим внимание на нескольких, представленных в нашем журнале.
   Троица, центральный образ христианского учения, видится Джулиани как приношение Богом Отцом дара Божественной Любви людям в лице Бога Сына. Великий Отец (Бог) – Вакан Танка – изображён в головном уборе из перьев орла, в нимбе света. В Его раскрытых руках – Его Сын, победоносный воин племени Сиу, чьи поднятые руки и раскрытые ладони говорят о том, что он приносит в дар людям Самого Себя. На нём богато украшенная шкура оленя – отделанная бахромой, бусинами, с нарисованным четырёхцветным кругом на груди – символом Вселенной. Троицу, символ Божественной Любви и Единства, дополняет белоголовый орлан – не только национальный символ США, но и священная птица в культуре многих индейских народов.
 Воскресение.  (Христос, танцующий Танец Солнца)     Картина утверждает единство духовного видения христиан и коренных американцев.
  Христос Милосердный. Спаситель на этой картине изображён очень скромно, без украшений, в традиционном костюме индейцев навахо. Его обращённые к зрителю ладони словно раскрыты для объятий, а на лице читается сострадание к людям и призыв к ним изменить свою жизнь, идти по пути Бога…
   Дева Мария с Младенцем народа чокто. Народ этот проживал в долине реки Миссисипи (позже был выселен оттуда) и в числе Пяти цивилизованных племён первым перенял обычаи и достижения белых поселенцев. В Интернете кто-то – возможно, происходящий из чокто – выложил репродукцию Мадонны Джулиани с комментарием: «Образ этой Мадонны напоминает о Божественном присутствии и несёт потрясающий национальный дух… Обратите внимание на традиционный рисунок из лент и аппликации на рубашках Марии и Младенца»…
   Воскресение. (Христос, танцующий Танец Солнца). Воскресение Христа у Джона Джулиани ассоциируется здесь с одним из важнейших обрядов североамериканских индейцев – Танцем Солнца. Для совершения этого ритуала независимые группы кочевых народов собирались вместе для подтверждения своих взглядов на устройство мира и сверхъестественные силы. В ходе церемонии участники делали надрезы на коже, прикрепляли к ним ремни, которые затем привязывались к символическому «древу жизни», что олицетворяло прямую связь с Создателем. Джулиани увидел в самопожертвовании Спасителя прямую аналогию с этим, казалось бы, варварским, но исполненным духовного величия ритуалом, и сегодня играющим огромную роль в жизни многих племён.
   Не мог он обойти вниманием и единственную пока святую Римско-Католической Церкви индейского происхождения: Екатерина (Катери) Текаквита (1656–17 апреля 1680) была дочерью христианки из племени алгонкинов и язычника, вождя племени мохоков. Когда Катери было четыре года, она заболела оспой, обезобразившей её лицо. В 1677 году приняла крещение, и соплеменники начали преследовать её за это. Катери пришлось покинуть племя и отправиться пешком через леса за 200 миль в католическую миссию Святой Марии, расположенную недалеко от Монреаля. В 1679 году она приняла обет целомудрия. Умерла в возрасте 24 лет.
   Индейцы и французские колонисты стали посещать её могилу, почитая Катери Текаквита святой. 22 июня 1980 года она была причислена к лику блаженных Римским Папой Иоанном Павлом II, а 18 февраля 2012 года Бенедикт XVI причислил её к лику святых. День её памяти отмечается католиками в США 14 июля, в Канаде – 17 апреля.
   Джулиани изобразил святую Катери в поле среди лилий, в голубой льняной накидке, под которой мы видим традиционную одежду женщин из племени мохоков: рубашка навыпуск, поверх юбки, и рейтузы, расшитые, как и мокасины, яркими бусинами. Мягкое свечение, окутывающее фигуру, указывает на чистоту святой и Божественное благословение, полученное ею при жизни и распространяющееся на почитающих её и сегодня. Оригинал этой картины был в 2009 году подарен Ватикану.

В. Д.