Питер Брейгель Старший. Северное Возрождение (1565—1569)

Питер Брейгель Старший. Северное Возрождение (1565—1569)

Published by  on 24 ноября 2010 | Комментарии к записи Питер Брейгель Старший. Северное Возрождение (1565—1569) отключены

К 1565 году относится цикл картин, которые принято называть «Времена года». Сохранилось четыре картины цикла: «Пасмурный день» (Вена) — совершенно изумительная по живописи, вся построенная на динамике цвета, «Жатва» (Нью-Йорк), «Возвращение стад» (Вена), суровая, отличающаяся богатейшими красочными переходами, и монументальная, поэтичнейшая «Возвращение охотников» (Вена). Это картины-символы.

 

Все они внутренне связаны между собою. Каждая имеет свою композицию, свою цветовую гамму, но во всех есть нерушимое единство природы и человека. Цикл предстает как изображение некоего жизненного круговорота трудовой деятельности людей и времен года. Пейзажи не списаны с натуры, они сочинены. Мастер передает в них, прежде всего грандиозность и величие мироздания, что характерно вообще для пейзажей Брейгеля, но насыщение этих панорам множеством конкретных пейзажных видов, деревенек, домов создает ощущение реальности. Цикл «Времена года» — это как бы поэтический образ родины художника. Разрешен здесь и волновавший Брейгеля вопрос о месте человека в мире. Человек получил смысл существования в естественном труде, в слиянии с природой.

 

Пасмурный день (Канун весны). 1565. Музей истории искусств, Вена

Пасмурный день (Канун весны). 1565. Музей истории искусств, Вена

 

 

Жатва. 1565. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Жатва. 1565. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

Возвращение стада. 1565. Музей истории искусств, Вена

Возвращение стада. 1565. Музей истории искусств, Вена

 

Охотники на снегу. 1565. Музей истории искусств, Вена

Охотники на снегу. 1565. Музей истории искусств, Вена

 

Евангелические сюжеты в произведениях «Вифлеемское избиение младенцев» (Вена), «Перепись в Вифлееме» (Брюссель) и «Проповедь Иоанна Крестителя» (Будапешт), написанные в 1566 году, послужили художнику для отображения действительных событий, происходящих в те годы. В 1566 году народное брожение в Нидерландах вылилось в бурное стихийное выступление народных низов против церкви, так называемое «иконоборчество». Выступили только низы и были вскоре разгромлены. Картины Брейгеля звучат почти как иллюстрации к конкретным событиям. За городом, в лесу люди собрались слушать проповедника («Проповедь Иоанна Крестителя»), ворвавшиеся в деревню конные солдаты выламывают двери и стены, бросаются на людей, убивают детей («Вифлеемское избиение младенцев»).

 

Избиение младенцев. 1566. Музей истории искусств, Вена

Избиение младенцев. 1566. Музей истории искусств, Вена

 

 

Перепись в Вифлееме. 1566. Музей старинного искусства, Брюссель

Перепись в Вифлееме. 1566. Музей старинного искусства, Брюссель

 

Проповедь Иоанна Крестителя. 1566. Музей изобразительных искусств, Будапешт

Проповедь Иоанна Крестителя. 1566. Музей изобразительных искусств, Будапешт

 

«Крестьянский танец» (Вена) и «Крестьянская свадьба» (Вена) не имеют даты. Считают, что Брейгель написал их в 1567 или 1568 годах. Острота видения сути народного характера здесь до предела объективна. Внутренняя значительность и монументальность образов придают этим картинам совершенно особую выразительность. С такой серьезностью, непосредственностью и непринужденностью показать жизнь простых людей ни до Брейгеля, ни после него не смог ни один художник. Брейгель не хочет ни развлечь, ни вызвать сочувствие. Крестьяне существуют сами по себе и для себя. Они естественны, даже несколько неуклюжи и грубоваты, но полны чувства собственного достоинства. Их непреклонно-внушительная монументальность создает впечатление почти невероятной убедительности. Формальное мастерство Брейгеля здесь как всегда, поразительно. Асимметричность композиций, локальный цвет, абсолютно точное чувство обобщения форм и пропорций, неразрывная связь деталей, целого, фигур, пространства, невиданная экспрессивность движений — все было открытием Брейгеля. Даже теперь, четыреста лет спустя, картины вызывают чувство благоговения перед величием творческих достижений мастера.

 

Крестьянский танец. 1568. Музей истории искусств, Вена

Крестьянский танец. 1568. Музей истории искусств, Вена

 

Крестьянская свадьба. 1568. Музей истории искусств, Вена

Крестьянская свадьба. 1568. Музей истории искусств, Вена

 

 

Картина «Мизантроп» (Неаполь), задуманная как сатира на духовенство, и «Слепые» (Неаполь) написаны были в 1568 году. «Слепые» — произведение, в котором отчаяние человека и величие художника достигли, пожалуй, своего предела. Лица слепцов нечеловечески уродливы и в то же время невероятно реальны. И само действие падения, когда слепые ведут слепых, воспринимается почти естественным. Но этот как бы факт доводится в самом существе своем до трагедии невиданной силы и возводится в абсолютную степень жизненного пути людей. Соединение конкретности со всеобщностью — основа художественного метода поздних работ Брейгеля.

 

Мизантроп. 1568. Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь

Мизантроп. 1568. Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь

 

Притча о слепых. 1568. Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь

Притча о слепых. 1568. Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь

 

В 1569 году  умер в Брюсселе. По существу мастер работал лишь полтора десятилетия. Путь, пройденный им за столь короткий период, представляется огромным. Современники высоко ценили художника. Однако после смерти Брейгеля его произведения воспринимались часто как развлекательные, и лишь в конце XIX века его искусство было поставлено в один ряд с творчеством великих европейских мастеров.

Для нас рисунки и живопись Питера Брейгеля ценны еще той любовью к своему народу, к своей родине, которые всегда возвеличивают искусство.

Теги: